Музыкально-историческая гостиная "Осип Козловский в жизни Михала Клеофаса Огинского"

27 ноября в театрально-музыкальном зале залесского дворца Огинских прошла музыкально-историческая гостиная "Осип Козловский в жизни Михала Клеофаса Огинского". Она была прурочена к 200-летию с написания учителем музыки Огинского Осипом Козловским комической оперы "Дожинки, или деревенский праздник в Залесье".

В 1773 году 16 летний Осип Козловский вошёл в жизнь М.К. Огинского учителем музыки. Самому Михалу было лишь 8 лет.

Козловский передал своему способному ученику знания по теории музыки, а также навыки игры на фортепиано и основы генерал-баса, что в будущем поспособствовало развитию импровизаторского таланта Михала Огинского. Уже в те годы между будущими авторами двух знаменитых Полонезов “Прощание с Родиной" и " Гром победы, раздавайся!"- завязались искренние дружеские и творческие отношения, которые продолжались вплоть до окончательного отъезда М. К. Огинского во Флоренцию. Согласно "Письмам о музыке" Осип Козловский покинул дом Огинских в 1778 г, по другим источникам в 1786 г.

Следующая встреча с учителем, с которым Огинский не виделся минимум 16 лет, произойдет во время визита М. К. Огинского в Санкт-Петербург в начале 1802 г. За это время Осип Антонович  вступил в русскую армию на должность адъютанта князя Ю.В. Долгорукова, командующего Кинбурнским драгунским полком. Козловский участвовал в осаде крепости Очаков, в штурме Измаила, его имя значится в именном списке офицеров, представленных к награде. Там, на северном побережье Черного моря учитель Огинского познакомился с князем Потемкиным, а с 1790 года стал руководить его капеллой. После бала в Таврическом дворце, на котором прогремел в присутствии императрицы Екатерины II полонез "Гром Победы, раздавайся" на музыку Козловского он стал секунд-майором, а вскоре и премьер-майором.

Полонезы Козловского, прозвучавшие на балу у Потемкина, быстро вошли в моду. Композитору стали заказывать полонезы другие владельцы крепостных капелл: князь А.А. Вяземский и граф И.А. Безбородко, Козловский сочинил полонезы по случаю бракосочетания наследника престола Александра Павловича с принцессой Елизаветой, на коронацию Павла I и на коронацию Александра I, позднее – на победы Кутузова в войне с Наполеоном. После увольнения с военной службы в конце 1796 года у Козловского успешно сложилась придворная карьера. В 1799 г. он получил должность инспектора музыки в Дирекции императорских театров в Петербурге. Ему дали чин коллежского асессора, затем произвели в надворные советники.

Осип Козловский интересовался творчеством своего талантливого ученика и при встрече в 1802 г. показал ему издания его трех Полонезов, опубликованных в Вене, Берлине, Лейпциге. Из-за отсутствия точных копий рукописи, они содержали ряд ошибок, и Козловский предложил Михаилу Клеофасу на основании его собственной корректуры выдать в типографии Далмаса в Петербурге два сборника его Полонезов и романсов. Эта публикация была осуществлена.

Осип Антонович Козловский в апреле 1819 г. перенес инсульт и из-за тяжелой болезни был вынужден оставить активную музыкальную деятельность. В 1820 году Осип Антонович с женой и своей 20 – летней дочерью Мариной отправился в длительную поездку на свою Родину-Белую Русь (вначале в г. Пропойск).

А в 1821 году первый учитель музыки Михала Клеофаса Осип Козловский посещает Залесье. Осип Антонович с наслаждением включается в разнообразную творческую жизнь” Северных Афин", в частности, вместе с М. К. Огинским, скрипачом П. Эскудеро и своей дочерью Мариной, игравшей на альте (по другим сведениям на арфе), музицирует в составе квартета. К 1821 г. относятся и сведения о создании О. Козловским комической оперы "Дожинки, или деревенский праздник в Залесье" на либретто племянника Михаила Клеофаса – Юзефа Лубенского (1797-1885), что дает возможность судить о существовании в усадьбе Огинского типичного для шляхетской поместной культуры первой трети 19 века явления – домашнего театра. Данная опера, партитуры которой найти пока не удалось, вероятно, была рассчитана на исполнительские возможности жителей и гостей поместья.

Во время музыкально-исторической гостиной все гости познакомились не только с подробностями из жизни Осипа Козловского, взаимоотношениях между учителем и учеником, но и услышали их прекрасные произведения: "Гром Победы, раздавайся!", полонез и контрданс Козловского и полонез "Ля-минор", а также романс Огинского. Их прекрасно исполнила Вероника Дранкович.